Юлия Сошникова (chiffk0) wrote,
Юлия Сошникова
chiffk0

Такой разный КАВКАЗ..... Велопутешествие 2012 года (1 и 2 дни)

Велопутешествие по Каббардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Адыгее и Краснодарскому краю

Нитка маршрута:
Нальчик –Хасанья – Герпегеж – Аушигер - Кашхатау – Бабугент – Ниж. Голубое озеро – Черекская теснина - Верх. Балкария – Бабугент – Кашхатау – Герпегеж – Хасанья – Нальчик – Яникой – Лечинкай – Нижний Чегем – Чегемские водопады – Ниж. Чегем – Лечинкай – Чегем – Кызбурун 3й – Баксан – Куба-таба – Малка – Сармаково – Каменномостское – Хабаз – Вдп. Гетмишх – Хабаз – т.б. Долина нарзанов – р. Харбаз – пер. Каяэшик (2532м.)– Серебряный родник – Джилы-су – Плато Ирахитсырт (2961м.)–бр. р. Кызылкол – пер. Буруктыш(3086м.) – пер. Палнбаши(3691м.) - ущелье р. Битюктюбе – аул. Хурзук – Учкулан – р. Кубань – пос. Эльбрусский – пос. Каменномостский – Карачаевск – Теберда – Дамбай – Бадукское озеро – Теберда – Карачаевск – Нов. Карачай– Кумыш – Орджоникидзевский – ст. Зеленчукская – Даусуз – Ниж. Ермоловка - Архыз – пер. Пхия – пос. Пхия – Загедан – Дамхурц – Рожкао – Курджиново – Соленое – Псебей – Шедок – Мостовской – Губская – Хамкетинская – Новослободная – Севастопольская – Абадзехская – Каменномостский – Хаджохская теснина – хр. Гуама – Мезмай – Гуамское ущелье – Гуамка – Ур. Мурзикал – ур. Лагонаки – Ур. Ниж Цица – оз. Пшенодах – приют Фишт – пер. Белореченский (1782м) – пер. Черкесский(1836м) – Бабук аул – Солох аул – Волковка – Дагомыс.

Участники:
Чиффа (Юля) – руководитель, штурман, повар

Горный (Сергей) – механик, костровой, фотограф

Галина (ВелоСамара)– казначей, завхоз

Всего пройдено 1096 км.
Ходовых дней 28
Суммарный набор высоты: 22857м.
Суммарный сброс высоты: 23338м.

Куча дел, по обыкновению навалилась на меня в последнюю неделю перед отъездом… много много физического труда, беготни по городу и жесткой депрессии, чтобы скучно не было… сон урывками, много сладкого кофе и песни Мары в перерывах… «где-та маяя любовь…» эх.. а потом сборы в дорогу накануне ночью и вот мы в поезде НАКАНЕЦТА… Мы машем вслед уплывающему перрону платочком. Здесь остаются наши любящие родные люди. Мы к ним еще вернемся.. я на это надеюсь. Мы едем.. Че правда чтоль? – прислушиваюсь к своим ощущениям, и понимаю что да.. я сижу таки в поезде, и никуда бежать не надо, и впереди целых 2,5 суток благодатного сна, после которого я буду свободна на целый месяц от скучной бытовухи, пыльного города и назойливых людей.
До Самары докатили быстро, там нас ждала пересадка через 6 часов… и мы не придумали ничего более занятного как экскурсия на пивзавод. Сдали велосипеды и баулы в камеру хранения и, пообедав в «Столовушке», направились прямехонько ТУДА))) Пиво, белый амур, и Волга-матушка.. что может быть чудесней в знойный летний день? – Правильно – ничего..
Вечером встретили 3го участника нашего похода, я устроила своим спутникам ревизию ненужных вещей, килограмма по 2 у каждого… отдали это дело провожающей маме, и пошли грузиться в поезд. Так вот за разговорами, воспоминаниями и пивом, незаметно пробежали 2е суток.

Мы идём на вершину

Мы идём по дороге,рюкзак давит плечи,
Но от песни походной становится легче.
Не мозоли тревожат,не мокрые спины,
А лишь то, что ещё далеко до вершины.

Мы идём без оглядки,вперёд не иначе
Кто то может смеётся,а может и плачет,
Только это никак отражаться не будет
Мы идём на вершину, мы сильные люди!

Даже тот, кто последний в цепочке идущих
Он сильнее сидящих и вечно жующих
Он сильнее того, кто остался бояться,
И счастливее тех, кто не стал подниматься.

Мы идём ощущая всю силу природы,
И в душе поселяется чувство свободы
Кто в горах не бывал, тот такого не знает
И понять не поймёт, пока не побывает.

Мы идём к своей цели чужой нам не надо
Не нужна похвала,не нужны и награды
Ничего, что болят уже ноги и плечи
Нам в горах тяжело,но без них и не легче…
( Татьяна Май)

День 1 04.08.12 прибытие

Трансфер Мин. Воды – Нальчик

Нальчик – Хасанья – Герпегеж - Аушигер

Пройдено 35 км. Набор высоты 632 м.

Ветер странствий кружит наши разгоряченные головы, пока мы выгружаемся из поезда в предвкушении предстоящих приключений. Город Минеральные воды встретил нас назойливым зудом в мозг, предприимчивых местных жителей. Не успели мы ступить на здешний тротуар, как нас атаковали со всех сторон джигиты разных мастей:
-«дэвущка, фас паатвисти?»
-«куда фам нада?»
-«Афтафаксал?»
-«канешна флезете»
-«500 рублей»
Мы немного подумали и согласились, т.к ехать все равно надо, да и старт у нас из Нальчика. По дороге на автовокзал водитель уговорил нас ехать сразу до места за 2200, но мол, сам не повезу, типо машина не доедет (газелька и правда попёрдывала), а пересажу вас на другую машину… Короче «лох» - это состояние души, и на автовокзале нас тупо пересадили на маршрутку, а разницу хитрожопый водила забрал себе… Есть только один момент – не каждый водитель маршрутки готов взять на борт велосипеды даже упакованные. На будущее: – не поддавайтесь на провокации! Доезжайте до автовокзала и договаривайтесь сами. Человека который нас взял Зовут Борис т.89298858074 (это если вам надо доехать с велами из Мин. Вод в Нальчик или наоборот). Пока ждали очереди нашего водителя выйти на рейс – мы пообедали и закупились продуктами, по дороге болтали о том о сем, глазели по сторонам и ужасались манере езды местных «шумахеров»
Нальчик – довольно чистый уютный городок совдеповского типа, и мы поспешили убраться из него побыстрее.

Сегодняшняя наша цель Аушигер термальные источники. Выехали из города через пос. Хасанья, помылись в ручье у заправки (2е суток без душа в душном вагоне сделали свое дело, и надо было срочно принять меры) и двинулись дальше вдоль скошенных полей. На границе леса на смену хорошему асфальту пришла убитая гравийка, и вместе с ней нас настиг неизбежный подъем. На сегодня 2 небольших перевала, проскакиваем их довольно быстро, хотя тогда они казались мучительными, жара, духота, и гнус, только близость леса и спасала нас от зноя. Первый подъем, после поселка Герпегеж еще один подъем, а затем к асфальтовой дороге летели как на крыльях. Выскочили на асфальтовую дорогу, здесь сворачиваем налево, хотя справа заманчиво маячат, в сизой дымке, горы – но туда мы поедем завтра. Перед въездом в поселок Аушигер сразу за заправкой сворачиваем вправо по гравийке идущей вдоль ручья (там 2 дороги, выбираем левую) источник в 200 метров от трассы,

прекрасно оборудован, раздевалками, беседками, и кафешками, есть автостоянка и гостиница, вход платный 50 рублей с «носа». Сам источник представляет из себя огромный бассейн, в который постоянно вливается горячая, почти кипяток , сероводородная вода, воняет ацки, но, говорят, очень полезно вымачивать в ней свои мощи.. и внутрь ее принимать тоже полезно – организм очищается… но на вопрос: - сколько ее можно пить? Местные жители, с гнусным хихиканьем, отвечают: - сколько выпьешь))) мы и попробовали… Мало того, что эта гадость воняет – так-то нос заткнул и пей… Так она и вкус имеет гнусный, такое ощущение, что к канализационной трубе присосался, которую к тому же заботливо подогревают, для пущего кайфа))) Впрочем, 1,5 часа в горячем бассейне прошли довольно приятно, вечер мы завершили шашлыком, и бутылочкой пива «С приехалом..» А когда уже стемнело, собрались с силами и поехали ставить лагерь. Река Черек здесь является бурным широким потоком, и мы поспешили уйти подальше от берега, т.к рядом чувствуешь себя неуютно. Поставили палатку на обочине дороги и вскоре уснули… ах да.. водичка действительно «чистит…» вот мы и почистились .. с вечера.. и еще раз.. с утра.. (Галина от экспериментов отказалась – она же доктор..)

День 2 5.08.12

Пройдено 64 км. Набор высоты 1560 м.

Аушигер – Кашхатау – Бабугент – Нижнее Голубое озеро – Черекская теснина – Верхняя Балкария – Ниж. Голубое озеро.

Утро началось с фразы Сергея: -Не пугайтесь, девочки, - ЭТО не медведь…
-Ню ню… водичка что надо)) . Улыбнулись мы с Галей. А увидев на дороге 2 аккуратные погадки фантастических размеров – заржали в голос))
С утра на ручье поменяли мне заднюю покрышку на новую, т.к. я опасалась выдержит-ли? – решили не рисковать. (покрышка была предусмотрительно взята с собой из орена.) Умылись в том же ручье (идти полоскаться в Черек не было никакого желания.. вода после дождей грязная, и ревет.. ооочень страшно.. рядом с этой рекой чувствуешь себя букашкой.

Выехали вверх по ущелью реки Черек. Прекрасный асфальт веселит велосипед, а великолепные виды радуют глаз. Трафик небольшой, местные жители очень доброжелательны. Вдоль дороги растут плодовые сады, в одном из них мы решили натырить свежих яблочек, уж очень они вкусно пахнут, сорвали по 3 штучки и покатили дальше, пока местный сторож не надрал нам уши). Перед деревней Кашхатау порадовала такая вот надпись))

За деревней Бабугент

справа от дороги я услышала водопад))) и пошла разведать обстановку… Что и говорить у Чиффки чуйка – чиффка ХЫшник)))) в жару так приятно искупаться..

Виды вокруг поражают воображение)))

К обеду докатили до нижнего голубого озера. Озеро и правда замечательное, и носит свое название не спроста.

Вода в нем удивительного голубого цвета. Озеро перенасыщено сероводородом, и поэтому в нем практически отсутствует животный мир. Температура воды постоянная круглый год 9,6гр.С, от чего озеро не замерзает. Оно считается вторым по глубине в России, несмотря на маленькую площадь – всего2,5 га, известная глубина составляет 368 м. Местные жители поговаривают, что оно бездонно, и ни один человек до дна не добрался. В озеро не впадает ни один ручеек, а вытекает из него 3240кб.м. воды ежечасно.

На берегу озера расположен круглогодичный дайвинг-центр мирового уровня. И несмотря на то что озеро каждый год забирает чью-то жизнь, здесь собираются дайверы со всего света.
Бегло осмотрели водоем и решили перекусить в кафешке. Цены в основном здесь не очень гуманные, мы решили пройтись по всем имеющимся заведениям на предмет наличия супов и гуманной цены на них.. в первых 2х шурпа стоила 100р\порция. А когда мы с Галей зашли в кафе «У водопада»

спросили на кухне, и в этот момент подошел хозяин заведения, внимательно на нас посмотрел, и назвал цену 60 руб. что нас более чем устраивает. Сходили за Сергеем и велосипедами, которые остались у озера, а когда вернулись, попросили еще чая и горячих хичинов. (Хичин - это такая лепешка из тонкого теста с начинкой традиционно из картошки с сыром, но бывают и другие варианты: мясо, или сыр с зеленью) Хозяин заведения Атлы, оказался замечательным человеком, и когда узнал кто мы, откуда и куда едем, предложил переночевать у него в кафе, на что мы подумали и согласились. Оказалось, что в прошлом он был инструктором по туризму, с богатым тур. опытом. Сейчас у него лесопилка, и еще какой-то свой бизнес, а это кафе – это любимое хобби – дело, которому он посвящает все свободное время. Он собственными руками построил это уютное гнездышко, душу в него вложил, и поэтому здесь так хорошо и не хочется уезжать. На кухне трудится его супруга, а самого Атлы чаще всего можно увидеть около мангала, или сидящего за беседой с посетителями. После обеда мы собирались посмотреть Черекскую теснину, но по совету Атлы решили проехать дальше – до Верхней Балкарии, а сначала прогуляться к водопаду. Название кафе не случайно, и справа от здания начинается тропа вдоль ручья, и метров через 150 – 200 приходит к живописному водопаду.

С разрешения хозяина оставили в кафе тяжелые рюкзаки, и с самым необходимым двинулись вверх по ущелью. Пошел дождь.

Через 2 километра закончился асфальт, и дорога превратилась в гравийку, хотя на самом деле ее просто вырезали в скале. Дорога вьется вдоль обрыва и постепенно забирает вверх. Местами видны следы камнепадов и размывания. Едем потихоньку, под усиливающимся дождем, когда устаем – идем пешком, и фотографируем, но фотки конечно не передадут… ни масштабов, ни красоты.. Стены ущелья поднимаются над головой на высоту 500 м,

и срываются вниз к грохочущему Череку Балкарскому на столько же. Здесь в этих отвесных скалах в 1883 г. местными жителями был прорублен тоннель, по которому можно было проехать.

Ранее они ходили по узкой горной тропе вдоль левого края ущелья. Старый тоннель сохранился и до наших дней. А рядом, с помощью современной техники прорублен новый.

Ущелье здесь сужается до 40 метров. Вдоль обрыва идет старая пешеходная тропа, к краю подойти страшно.

Позже тропа соединяется с основной дорогой, и мы двигаемся дальше по ущелью. Постепенно расходятся в стороны стены, и перед нами открывается вид на долину и село В. Балкария.

За селом с правой стороны есть уютное кафе, нам его посоветовал Атлы. Здесь подают безумно вкусный чай с дикими ягодами,

а на другой стороне ущелья возвышается сторожевая башня.

В кафе мы натолкнулись на группу велотуристов из Украины, которые пришли сюда через перевал. У них спортивный поход 5ка, с набором высоты 10000м. Мы на это заявление скромно улыбнулись, и сказали, что мы просто приехали сюда отдыхать))) а на последок посоветовали заглянуть в кафе «У водопада». После чаепития пора возвращаться назад, к гостеприимному Атлы. Пока проезжали село, Сергей, увидев возвращающееся стадо предложил купить у местных молока… Инициативу проявил значит – ну вот и не жалуйся бедняга.. у нас как с инициатороми поступают? Правильно… Вот он и остался в деревне искать молоко. А мы с Галиной поехали дальше и исключая маленький инцидент с молодыми джигитами на 6-ке докатили без приключений. Некоторые проезжающие автомобили даже останавливались поинтересоваться, не нужна ли нам помощь? Есть ли где переночевать? Это так приятно чувствовать на себе заботу совершенно посторонних людей. Приехали уже в темноте под проливным дождем.
Сергей: Захожу я в дом по совету местных, меня встречает хозяин,
- Можно у Вас молока купить?
– Конечно можно – Заходи! Хозяйка за день устала, идем. Ты корову доить умеешь? Ато представь, необитаемый остров, а там ты и корова, и ты не знаешь как к ней подойти, что делать будешь?
Отвечаю: - Ну чисто теоретически знаю, что сначала надо помыть вымя, и что не каждая корова к себе постороннего подпустит..
- Ну вооот – отвечает хозяин – а говоришь, что не умеешь…
Первая коровка подпустила к себе без разговоров, а ко второй сначала нужно было подпустить теленка, потом только дала молока…
Итого вышло 2 ведра.
2 бутылки молока он мне подарил – у нас так заведено, если путник постучался в дверь – для него все что в наших силах мы сделаем))) – а на последок меня напоили НАСТОЯЩИМ холодным домашним айраном! Этот напиток ни в какое сравнение не идет с тем, что продают в наших магазинах.
Н а обратном пути лечу со скоростью 50 вниз по извилистой дорожке, чтоб девчонок быстрее догнать, темно уже, подъезжаю к озеру, поворачиваю из-за угла, и вижу прямо по середине дороги лежат ДРОВИШКИ… Аккуратной такой кучкой… Слева обрыв, справа стена, и я НЕУСПЕВАЮ их объехать… ПЛЯЯЯЯЯЯЯЯЯ….. кое как забрасываю в повороте переднее колесо, задним влетаю в самый центр, и только благодаря опыту проскакиваю и выравниваю велосипед… Пронесло… Теперь только понимаю, если там упасть – то все… даже труп не отыщут… до низа лететь метров 400, а там грохочет мощный поток… Но обошлось..
Сергей приехал минут через 10 после нас с Галиной, за это время успели поболтать с хохлами, которых Атлы тоже приютил под крышей своего кафе. Пока мы устраивались на ночлег, Атлы отвез своих «девочек» домой в Бабугент, А когда вернулся – повел нас купаться в озеро. После купания в ледяной воде, пригласил нас внутрь заведения, и угощал «ханским шашлыком» - Это свежая баранья печень, завернутая в жировую пленку, приготовленная на углях – умопомрачительно вкусно…мммм… Угощал домашним вином, и настоящим тархуном.. Так за дружеской беседой прошел вечер.. Сергей еще долго беседовал с гостеприимным хозяином, а мы, девочки, пошли спать.

Читать дальше:
Tags: Аушигер, Велотуризм, Голубое озеро, Каббардино-Балкария, Кавказ, Термальные источники, Черекская теснина